Приветствую Вас, Гость

Внешняя политика России

Россия — один из ключевых участников международных отношений. В качестве одного из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН Россия несёт особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Россия входит также в «Большую двадцатку» экономически развитых государств, ранее также входила в «Большую восьмёрку» (в 2014 году членство в ней приостановлено), является членом значительного числа других международных организаций, включаяСовет Европы и ОБСЕ. Особое место занимают организации, созданные на пространстве бывшего СССР в основном при ведущей роли России: СНГ, ЕврАзЭС,ОДКБ, ШОС.

Россия вместе с Белоруссией составляют Союзное государство России и Белоруссии.

Российская Федерация установила дипломатические отношения со 190 ныне существующими государствами — членами ООН.

В настоящее время Россия поддерживает дипломатические отношения со 189 государствами — членами ООН, а также с наблюдателями при ООН:

  • Святой Престол — субъект, в статусе persona sui generis, владеющий собственной вспомогательной суверенной территорией Flag of the Vatican City.svg Ватикан
  • Flag of Europe.svg Европейский союз
  • Flag of the Sovereign Military Order of Malta.svg Мальтийский орден
  • Flag of Palestine.svg Государство Палестина

и частично-признанными государствами:

  • Flag of Abkhazia.svg Абхазия
  • Flag of South Ossetia.svg Южная Осетия

Из государств — членов ООН Российская Федерация не имеет дипломатических отношений со следующими государствами:

  • Flag of Bhutan.svg Бутан
  • Flag of the Solomon Islands.svg Соломоновы Острова

Из государств — членов ООН Российская Федерация прекратила дипломатические отношения со следующими государствами:

  • Flag of Georgia.svg Грузия (прекращены 2 сентября 2008)

Международное сообщество признало Россию государством-продолжателем СССР. Это означает, что, с международно-правовой точки зрения, Россия и СССР — одно и то же государство (в отличие от понятия «правопреемник», подразумевающего смену одного государства другим). Благодаря этому Россия продолжила осуществление всех международных прав и выполнение международных обязательств СССР. Среди них особенно важны статус постоянного члена Совета безопасности ООН, членство в других международных организациях, права и обязательства по международным договорам, имуществу и долгам перед другими государствами.

Вместе с тем, Россия уже не признается «сверхдержавой», поскольку она лишилась многих внешнеполитических позиций, которыми в свое время обладал СССР, и в целом влияние современной России на мировую политику гораздо меньше советского.

6-8 июля 2009 г. Д. А. Медведев проводил переговоры с Бараком Обамой во время его официального рабочего визита в Москву. Были подписаны двусторонние соглашения, в том числе о транзите американских военных грузов и персонала в Афганистан через воздушное пространство России, и намечены ориентиры сокращения стратегических наступательных вооружений.

8 апреля 2010 года президент России Д. А. Медведев и президент США Барак Обама в Праге подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений сроком на 10 лет. Д. А. Медведев заявил, что подписание договора «упрочило не только безопасность России и США, но и безопасность всего мирового сообщества». Также по мнению президента «договор может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей системы ПРО США.» Начальник Генштаба ВС России генерал армии Николай Макаров считает, что «достигнутые в СНВ-III договоренности снимают взаимные озабоченности и полностью отвечают интересам безопасности России». По мнению главы комитета СФ по международным делам Михаила Маргелова СНВ-III позволит России сэкономить «миллиарды долларов на переоснащении существующих средств доставки, не тормозя при этом модернизацию вооружений».

С договорно-правовой точки зрения отношения между РФ и НАТО базируются на Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО, подписанном 27 мая 1997 года в Париже.

Политическое сотрудничество между Россией и НАТО осуществляется в рамках Совета Россия — НАТО, созданного в 2002 году. Соответствующий договор подписали Владимир Путин и лидеры 19 стран НАТО в Риме. В то время европейские лидеры утверждали, что в отношениях между Россией и НАТО наступает качественно новый этап и «холодная война» окончательно завершилась.

В апреле 2005 было подписано соглашение о правовом статусе вооружённых сил стран НАТО и государств — участников программы «Партнёрство ради мира», которое, в частности, разрешает транзит войск НАТО через российскую территорию. Это имеет целью облегчить проведение совместных миротворческих и антитеррористических операций.

В то же время, несмотря на регулярные политические контакты на высоком уровне, в практическом смысле Россия и НАТО остаются друг для друга второстепенными партнёрами.

Россия ничем не может помешать расширению НАТО на восток — уже осенью 2002 года НАТО вопреки возражениям России приняло в свои ряды семь новых членов. После вступления в НАТО Эстонии, Латвии и Литвы происходит углубление сотрудничества НАТО с Молдавией, Украиной, Грузией и Азербайджаном.

27 апреля 2006 на встрече министров иностранных дел стран НАТО представитель генерального секретаря НАТО Джеймс Аппатурай заявил, что все члены альянса поддерживают скорейшую интеграцию Украины в НАТО. Россия, со своей стороны, выразила обеспокоенность этим развитием событий. Как заявил официальный представитель российского МИДа Михаил Камынин, «де-факто речь пойдёт о серьёзном военно-политическом сдвиге, затрагивающем интересы России, который потребует значительных средств на соответствующую переориентацию военных потенциалов, реорганизацию системы военно-промышленных связей. Могут быть затронуты договорённости в сфере контроля над вооружениями». В том же году на саммите НАТО в Риге было подтверждено, что альянс готов продолжить расширение.

В начале декабря 2007 на встрече глав министерств иностранных дел 26 стран — членов НАТО генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что уже в апреле 2008 года на саммите в Бухаресте будет принято решение о приёме в НАТО новых членов — наиболее вероятными кандидатами считают Хорватию, Албанию, Македонию и Грузию.

НАТО планирует размещение новых военных баз в Болгарии и Румынии, невзирая на позицию России. США планируют размещение элементов своей ПРО на территории Польши и Чехии.

В ответ на эти действия российский президент Владимир Путин 13 июля 2007 подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров» (более подробно см. статью ДОВСЕ). В октябре 2009 года США отказались от ПРО в Польше и Чехии.

В декабре 2006 Госдума России приняла закон «О специальных экономических мерах», который даёт Президенту право вводить различные экономические санкции против других государств. Разработка законопроекта была начата в октябре 2006 года в ходе обострения российско-грузинских отношений после встречи президента Владимира Путина с лидерами думских фракций.

Первоначально в ходе разработки законопроекта предполагалось, что санкции могут вводиться лишь в случае «международной чрезвычайной ситуации», которая была определена как «совокупность обстоятельств, представляющих угрозу здоровью, правам и свободам человека и гражданина и безопасности государства». Такая ситуация могла возникнуть «во взаимоотношениях с органами власти иностранного государства и их должностными лицами, юридическими и физическими лицами этого государства, а также лицами без гражданства, проживающими на территории этого государства».

В окончательном тексте закона говорится, что специальные экономические меры могут быть применены «в случае возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности РФ и (или) нарушающие права и свободы её граждан».

Решение о вводе санкций принимает Президент на основе предложений Совета безопасности РФ с уведомлением Парламента. Он же устанавливает срок применения санкций. Конкретные санкции устанавливает Правительство. Санкциями может приостанавливаться реализация всех или части программ экономической, технической помощи, а также военно-технического сотрудничества.